Для читателей газеты «Санитарный щит Заполярья» консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» подготовил подборку наиболее актуальных и часто задаваемых вопросов и ответов в сфере ЖКХ.
1. Какую ответственность несет управляющая организация?
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств по заключенным договорам и несут ответственность за надлежащее предоставление жилищно-коммунальных услуг. За невыполнение своих обязательств по договору управляющая организация несет гражданско-правовую ответственность, а также может быть привлечена к административной ответственности за нарушение законодательства.
2. Возможно ли совмещение разных способов управления многоквартирным домом?
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
3. Обязан ли собственник вносить плату за капитальный ремонт, в случае если решение общего собрания о капитальном ремонте не принималось или оно принято с нарушением ЖК РФ и, на основании п. 5. Ст. 46 ЖК РФ, не имеет обязательной силы для неголосовавших собственников?
Плата за капитальный ремонт вносится собственником помещений только на основании решения общего собрания собственников помещений. При этом в соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в МКД вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
4. Как часто управляющая организация или ТСЖ должны производить текущий ремонт в подъездах?
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, управляющая организация обязана осуществлять текущий ремонт один раз в три года или один раз в пять лет – в зависимости от степени износа имущества.
5. Кто должен менять водопроводные стояки в многоквартирном доме?
Стояки водоснабжения, внутриквартирные отводки от стояков и первые запирающие устройства (краны) являются общим имуществом собственников помещений. Их надлежащее состояние и текущий ремонт обеспечиваются управляющей организацией. Она и осуществляет их замену. В случае, если в составе платы за жилое помещение отсутствуют платежи собственников за капитальный ремонт, то замена стояков водоснабжения потребует дополнительной оплаты собственниками помещений.
6. Как производится перерасчет платы за услуги при временном отсутствии проживающего?
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, за исключением отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному и (или) горячему водоснабжению.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется, исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день отъезда и день прибытия в жилое помещение.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем услуги в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться, например, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, проездные билеты, оформленные на имя потребителя, и другие документы.
7. Необходимо ли согласовывать как переустройство/перепланировку замену ванны на душевую кабину?
Да, замена ванной на душевую кабину является переустройством, т.к. в соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.